Не успел Гитлер подумать о далеко идущих последствиях неудачного похода на СССР, как на армию, которая вот уже несколько месяцев вела бои против упорного противника и несла огромные потери, обрушился вал крупного контрнаступления советских армий. Вся германская армия на Востоке стала на грань великой катастрофы, которая вела к поражению рейха. Истощенные дивизии уже не отступали планомерно, они бежали по заснеженным полям, бросая все свое вооружение. Над "непобедимой" армией нависла судьба армии Наполеона. Русское контрнаступление уже не было чисто военной проблемой. Гитлер быстро понял, что в связи с изменением положения на фронте наряду с военной проблемой возникла важная психологическая проблема. Многие генералы видели решение проблемы в сокращении фронта. Но какова была вероятность того, что обмороженная армии остановиться на определенном рубеже, не побежит дальше. Германская армия переживала глубокий кризис, и Гитлер считал, что только он сумеет его преодолеть. 19 декабря фюрер возглавил сухопутную армию. Позже последствия этого решения оказались губительными, но тогда это было единственно верным решением. Он привел солдат к столице России, и только он мог остановить их отступление... Сама идея контрнаступления возникла еще в ноябре. Противник рвался к Москве, и его резервы кончались. Еще 29 ноября Жуков, командующий Западным фронтом, позвонил Верховному Главнокомандующему и, доложив обстановку, просил его дать приказ о начале наступления. Сталин сказал, что посоветуется с Генеральным штабом. Вечером 29 ноября Жукову сообщили, что Ставка приняла решение о проведении контрнаступления. В тот же день Сталину были доложены основные соображения. Верховный Главнокомандующий согласился.
Главный удар наносили армии Западного фронта. Начало наступления, исходя из сроков выгрузки и сосредоточения войск и их довооружения, устанавливались для 1-й ударной, 20-й и 16-й армий и армии генерал-лейтенанта Голикова с утра 3-4 декабря, для 30-й армии - 5-6 декабря.
Для армий Западного фронта устанавливались следующие задачи:
* 1-я ударная армия (генерал-лейтенант Кузнецов) должна была после развертывания в районе Дмитров-Яхрома нанести всеми силами удар во взаимодействии с 30-й и 20-й армиями в направлении на Клин и далее в общем направлении на Теряеву Слободу.
* 20-я армия из района Красная Поляна - Белый Раст, взаимодействуя с 1-й ударной армией и 16-й армией, наносит удар в общем направлении на Солнечногорск и далее на Волоколамск.
* 16-я армия, взаимодействуя с другими армиями, своим правым флангом наступает на Крюково и далее в зависимости от обстановки.
* 10-я армия, взаимодействуя с 50-й армией, наносит удар в направлении Сталиногорск-Богородицк, и далее продолжает наступление южнее Упы.
В этом грандиозном наступлении были задействованы и другие фронты - Северо-Западный (силами 3-й ударной и 27 армий), Калиниский фронт (силами 22-й, 39-й, 29-й, 31-й армий), Юго-Западный (силами 3-й, 13-й армий и фронтовой группы). Таким образом советское командование хотело в первую очередь остановить и разгромить ударные группировки противника. Задачи по установлению рубежа на дальних подступах к Москве были еще туманными, это видно из приказов по армиям, где четко указывался план наступления только в первые его дни.
6 декабря 1941 года воска четырех фронтов начали контрнаступление.
В первые дни наступления войска Калининского фронта вклинились в передний край обороны противника, но опрокинуть его не смогли. Только после того как правое крыло Западного фронта разгромило немецкую группировку в районе Рогачева - Солнечногорск и обошло Клин, немецкие дивизии начали стремительно откатываться назад, неся при этом большие потери. Но находившиеся в районы Красной Поляны танковые части были еще очень сильны, отбросить за реки Руза и Лама их удалось только в районе 20 декабря.
13 декабря 30-я армия (Д.Д. Лелюшенко) и части 1-й ударной армии Западного фронта подошли к Клину. Город был охвачен со всех сторон, а самом городе завязались упорные бои, которые прекратились только 15 декабря.
На левом фланге этих армий успешно действовали 16-я и 20-я армии, которые к исходу 12 декабря выбили противника из Солнечногорска. После этого части 16-й армии начали преследовать бегущего противника к Истринскому водохранилищу.
В районе Звенигорода также успешно действовала 5-я армия, которая тем самым помогала 16-й армии. Все время наступления действия сухопутных частей активно поддерживали силы авиации дальнего действия, которые наносили удары по тылам противника. Также в тыл к немцам направлялись кавалерийские и лыжные части, которые приводили в ужас немецких солдат. Согласовывая свои действия с армией, очень активно действовали партизаны, что также очень затрудняло действия немецкой армии.
На левом крыле фронта еще 3 декабря войска 50-й армии начали наступление на позиции 2-й немецкой танковой армии. 3-я, 17-я танковые и 29-я моторизованная дивизии вермахта начали стремительное отступление. Останавливаясь на произвольных рубежах, они пытались на время остановить советские войска. Неся огромные потери, эти дивизии откатывались на Венев. 10-я советская армия вступила в сражение в районе Михайлова, где немцы прикрывали отступающие дивизии 2-й немецкой танковой армии. Только быстрая эвакуация (а на деле это было бегство) этого опасного выступа (Венев, Михайлов) и отход за реку Гжать смогли тогда спасти танковую армию от разгрома. Но когда русские войска начали (Юго-Западный фронт и Фронтовая группа) широкое наступление против 2-й армии, угрожая прорваться в направлении Орла, а со стороны Тулы оказали сильное давление на северный фланг 2-й танковой армии, обе армии вынуждены были продолжить отступление на юго-запад, а советские части продвинулись на 130 километров. После этого 2-я танковая армия потеряла связь с 4-й армией. Кроме того в ее тылу образовалась большая партизанская область из местного населения и окруженных в октябре солдат, вскоре достигшая 170 км в ширину и 70 км в глубину.
Левее Западного фронта успешно продвигались вперед соединения восстановленного Брянского фронта. С выходом войск на линию Орешек - Станица - реки Лама и Руза - Малоярославец - Тихонова Пустынь - Калуга - Мосальск - Сухиничи - Белев - Мценск - Новосиль закончился первый этап контрнаступления под Москвой.
Оценивая успешные результаты наступления, Сталин был настроен очень оптимистично. Он предложил начать большое наступление на всех фронтах, от Ладожского озера до Церного моря. 5 января он изложил свою идею. Главный удар планировалось нанести по группе армий "Центр". Ее разгром предполагалось осуществить силами левого крыла Северо-Западного фронта, Калининского и Западного фронтов путем двустороннего охвата с последующим окружением и уничтожением главных сил в районе Ржева, Вязьмы и Смоленска.
Перед войсками Ленинградского, Волховского фронтов, правого крыла Северо-Западно фронта ставилась задача разгромить группу армий "Север".
Войска Юго-Западного и Южного фронтов должны были нанести поражение группе армий "Юг" и освободить Донбасс, а Кавказский фронт и Черноморский флот - освободить Крым.
На совещании против этого плана Жуков и Вознесенский выступили против, говоря о необходимости продолжения наступления на одном - западном - направлении.
7 января фронта получили приказ о начале наступления.
Западный фронт имел следующие задачи:
правому крылу фронта (1-я ударная, 20-я и 16-я армии) наступать в общем направлении на Сычевку.
центру фронта (5-я и 33-я армии) наступать в общем направлении на Можайск-Гжатск; 43-я, 49-я и 50-я армии должны были наступать на Юхнов; разгромить там группировку противника и наступать затем на Вязьму.
усиленный кавалерийский корпус генерала П. А. Белова должен выйти в район Вязьмы навстречу 11-у кавалерийскому корпусу генерал-майора С. В. Соколова, действовавшему в составе Калининского фронта, для совместного удара по вяземской группировке противника.
10-я армия наступала на Киров и прикрывала левый фланг фронта.
Калининский фронт имел задачу наступать в общем направлении на Сычевку, Вязьму и частью сил на Белый.
Северо-Западный фронт наступал по двум расходящимся направлениям. 3-я Ударная армия (генерал-лейтенант Пуркаев) наступала на Великие Луки, а 4-я Ударная армия (генерал-полковник Еременко) - на Торопец-Велиж.
Армиям правого крыла Юго-Западного фронта и армиям Брянского фронта ставилась задача сковать противостоящие им войска противника и не допустить переброски его сил на центральное направление и на Донбасс.
Юго-Западный фронт должен был освободить Харьков и захватить плацдарм в районах Днепропетровска и Запорожья.
План был большой, но у Красной Армии не было ресурсов для осуществления наступления сразу на всех направлениях. Только продвижение войск Северо-Западного фронта развивалось успешно, так как здесь не было сплошной линии обороны.
10-я января войска Западного фронта начали наступление с целью прорыва фронта в районе Волоколамска. В результате двухдневных боев удалось взломать оборону противника, а в прорыв был введен кавалерийский корпус генерал-майора Плиева с пятью лыжными батальонами и 22-й танковой бригадой.
16 и 17 января войска правого крыла фронта при содействие партизанских отрядов заняли Лотошино, Шаховскую и перерезали железную дорогу Москва-Ржев. 5-я и 33-я армии, наступавшие в центре фронта, к 20 января освободили Рузу, Дорохово, Можайск, Верею. 43-я и 49-я армии вышли в район Доманова и завязали бой с юхновской группировкой противника. В результате этого 4-я немецкая армия оказалась на грани окружения. После очень напряженных бое в этой армии удалось соединиться со 2-й немецкой танковой армией в районе Сухиничи.
Драматичные события разворачивались в районе Вязьмы. Южнее этого города был выброшен десант - два батальона 201-й воздушно-десантной бригады и 250-й авиадесантный полк. 33-й армии было приказано развивать прорыв и во взаимодействии с корпусом Белова, десантниками и партизанами, и 11-м кавалерийским корпусом Калининградского фронта овладеть Вязьмой. 30 января корпус Белова смог соединиться с десантниками и партизанами южнее города. 1 февраля сюда прибыли дивизии 33-й армии - 113-я, 338-я и 160-я - и завязали бои на подступах к городу. Для подкрепления корпуса Белова была выброшена 8-я воздушно-десантная бригада (около 2000 человек). 33-я армия находилась в районе Шанского завода и Доманова.
3-4 февраля, когда главные силы этой группировки начали наступление на город и завязали бои на его окраинах, противник, ударив под основание прорыва, отсек группу и восстановил оборону по реке Урге. Второй эшелон армии остался в районе Шанского Завода, а 43-я армия в районе Медыни. На помощь к окруженной группе двинулся корпус Белова, но, прорвавшись к ним, сам оказался в окружении. 10 февраля 8-я воздушно-десантная бригада и партизаны заняли район Моршаново - Дягилево. В "котел" неоднократно вылетал начальник оперативного отдела штаба фронта генерал-майор Голушкевич и офицеры связи для координации действий. Несколько месяцев окруженная группировка связывала силы противника. Позднее им был отдан приказ о прорыве окружения - в направлении на Киров, где стояла 10-я армия. Кавалерийский корпус и десантники, проделав опасный путь 18 июля 1942 года, вышли в расположение советских войск. Части 33-й армии двинулись через реку Угра. Но по дороги они были замечены. Наносимый 43-й армией ответный удар не имел результатов со стороны 33-й армии - ее уже не было. Командующий армией, генерал Ефремов, погиб в бою.
Сложная для немцев обстановка была и на фронте группы армий "Север". Здесь советские войска хотели заставить 18-ю немецкую армию отказаться от окружения города. Советские войска предприняли удар вдоль замерзшей реки Ловать и через юго-восточную часть озера Ильмень. Ударом на Старую Руссу в обход озера Ильмень с юга нужно было оказать помощь группировки, которая продвинулась за Волхов севернее озера Ильмень. 18-я немецкая армия смогла отбить атаки и удерживала фронт от Шлиссельбурга до Волхова. Западнее Волхова советские войска смогли создать плацдарм радиусом 25 километров.
Демянский котел
Крупные силы русских (11 армия, 1-я Ударная армия, 1-й и 2-й гвардейские стрелковые корпуса наступали вдоль реки Ловать на юг, где им навстречу двигались 3-я и 4-я Ударные армии. 8 февраля они окружили шесть дивизий II и X корпусов, образовав демянский котел.
Около 100 тыс. человек оказались в окружении. Их снабжение (потребность составляла около 200 т ежедневно) производилось по воздуху. Наиболее важные участки обороны удерживала эсесовская дивизии "Мертвая голова". Для прорыва окружения был срочно сформирован корпус, командиром которого стал Зейдлиц (корпусная группа "Зейдлиц"). Он собрал для этого три дивизии - 5-я дивизия и 122-я и 329-я пехотные дивизии. 21 апреля Зейдлиц сумел прорвать кольцо окружения, а фельдмаршал фон Кюхлер отдал приказ немедленно эвакуировать этот выступ. Но приказ был отменен Гитлером, который хотел использовать его для нанесения будущих ударов. В итоге солдаты вермахта должны были удерживать этот выступ и нести большие потери еще 9 месяцев. Окончательно выступ был уничтожен Красной Армией в феврале 1943 года.