Скандинавским вопросом в Германии и Англии стали заниматься сразу после начала войны. Тогда это не было связано с русско-финским конфликтом. В Англии, которая решила вести войну до уничтожения господства Гитлера, Черчилль в сентябре 1939 года выразил следующую точку зрения: "Скандинавию необходимо освободить от угрозы германского вторжения, чтобы она тем самым автоматически вошла в британскую систему, если даже у нее не было желания принимать активное участие в войне. Меморандум от 16 декабря 1939 года наряду с минированием ставил вопрос об оккупации Нарвика и Бергена. "Зимняя война" дала в руки Черчиллю новый аргумент для решительных действий в Северной Скандинавии. Он поручил командующим армией, флотом и авиации разработать план оказания помощи Финляндии, а также разработать операцию против возможного вторжения немцев в Южную Норвегию. Англия и Франция усиливали стремление воспользоваться новым военным конфликтом в своих интересах. 15 января 1940 года французский главнокомандующий генерал Гамелен указал своему премьер-министру на то, что важно было бы создать новый театр военных действий в Скандинавии. Он предлагал высадить войска союзников в Печенге и захватить порты и аэродромы на западном побережье Норвегии. В случае необходимости можно было бы развернуть наступление вплоть до захвата шведских рудников в Елливаре. 27 января союзный верховный военный совет в Париже принял решение сформировать для помощи Финляндии две английские и одну французскую дивизии, которые носили бы название добровольческих. Английский премьер-министр считал высадку десанта в Петсамо нежелательной, а высадку в Нарвике, наоборот, очень целесообразной, особенно для того, чтобы создать угрозу рудникам в Елливаре. Когда все приготовления закончились, война в Финляндии закончилась. Чтобы иметь удобный случай на будущее англичане создали инцидент с немецким пароходом "Альтмарк", который неоднократно снабжал топливом "Графа Шпее" в южной части Атлантического океана и мел на борту около 300 британских моряков с захваченных кораблей. Немецкое судно нашло пристанище в норвежском фиорде, где его взяли на абордаж два английских эсминца. 28 марта на заседании союзного верховного союзного военного совета было принято решение 5 апреля произвести минирование норвежских прибрежных вод, а в ожидании реакции Германии погрузить на корабли английскую бригаду и французские части для захвата Нарвика. Другая группа должна была высадиться в Ставангере, Бергене и Тронхейме, чтобы помешать противнику использовать эти опорные пункты. Позже минирование отложили до 8 апреля.
Минирование произвели в назначенный день между 4.30 и 5.00 часами в трех местах, а норвежскому правительству это было сообщено только в 5.30. Норвегии ставилась в вину торговля с рейхом.
Тем временем германское верховное командование осуществило операцию против Норвегии и Дании под кодовым названием "Везер-юбунг".
Операция "Везер-юбунг"
Генерал-оберст Николаус фон Фалькенхорст
Высадка немецкой пехоты
10 октября 1939 года главнокомандующий военно-морскими силами генерал-адмирал Редер впервые указал Гитлеру на значение Норвегии в войне на море против Англии. Оккупация норвежских баз Англией представляет серьезную опасность для Германии. Она означала бы овладение входами в Балтийское море, угрозу с фланга действиям немецкого флота в Северном море и германской авиации, совершающей налеты на Британию, а также дала бы возможность Англии оказывать серьезное давление на Швецию. Оккупация этих портов Германией открывала бы ворота в северную часть Атлантического океана и сделала бы невозможным постановку минных заграждений. В докладной записке Деница указывалось на сокращении расстояния от баз до мест действия подводных лодок в случае захвата портов на западном побережье Норвегии, например, Тронхейма и Нарвика.
Вопрос о Норвегии был снова поднят во время визита Квислинга, который убеждал Розенберга "что-нибудь предпринять, чтобы соединить судьбу Норвегии с судьбой Великой Германии", просил денег на подпольное движение. 14 декабря состоялась беседа Квислинга и Гитлера. Фюрер высказался весьма неопределенно, но в тот же день был отдан приказ о подготовки операции. Спустя месяц Кейтель по поручению Гитлера отдал еще один приказ:
"Фюрер и верховный главнокомандующий вооруженными силами желает, чтобы разработка плана ”N" проводилась дальше под его личным и непосредственным руководством и в теснейшей связи с общим планом войны.
Из этих соображений фюрер поручил мне принять руководство дальнейшими подготовительными раборами.
Для этого при верховном командовании вооруженных сил создается рабочий штаб, который одновременно представляет собой ядро будущего штаба по руководству операцией.
Вся дальнейшая разработка проводится под кодовым наименованием "Везер-Юбунг".
Новый рабочий штаб собрался 5 февраля. Уже 1 марта была издана специальная директива. Пункт 1-й этой директивы показывает стратегические замыслы немцев и англичан:
"Развитие событий в Скандинавии требует осуществить все приготовления к тому, чтобы частью вооруженных сил оккупировать Данию и Норвегию. Это дорлжно воспрепятствовать англичанам утвердиться в Скандинавии и на Балтийском море, обеспечить нашу базу руды в Швеции и расширить для военно-морского флота и авиации исходные позиции против Англии."
Руководство этой операции было поручено генералу от инфантерии фон Фалькенхорсту, который как командующий "группой 21" был подчинен в оперативном отношении непосредственно Гитлеру.
Директива содержала следующие основные положения относительно подготовки к намечанным действиям:
"Переход границы в Дании и высадка десанта в Норвегии должна происходить одновременно. Операция должна готовиться как можно скорее и как можно большими силами. В случае, если противник завладеет инициативой в Норвегии, должны быть немедленно предпринятыконтрмеры. Наибольшую возможность имеет то, чтобы наши мероприятия были неожиданными для северных государств и для западных противников. Это следует учитывать при всех подготовительных мероприятиях, особенно при подготовке судов для транспортировки войск, инструктировании и посадке. Если приготовления к погрузке уже не могут быть сохранены в тайне, командирам и войскам следует указать ложные места назначения. Войскам могут быть указаны истинные цели только после выхода кораблей в море".
О самом проведении операции в директиве говорилось следующее:
"В Дании важно быстро захватить материальную часть и остров Зеландию и овладеть подходами к Балтийскому морю. В Норвегии необходимо действиями флота и авиации внезапно захватить важнейшие участки побережья."
7 марта Гитлер одобрил окончательный план операции. Редер еще несколькими неделями раньше указал на то, что операция должна быть проведана как можно скорее: 7 апреля наступит новолуние, а после 15 апреля ночи станут слишком короткими. При дальнейшей отсрочки оперативные возможности флота окажутся ограниченными.
При проведении операции было важно следующее: десант должен был быть достаточно многочисленным, чтобы сломить сопротивление норвежских вооруженных сил и сдержать атаки англичан до подхода основных сил; следовало захватить все крупные порты с целью затруднения высадки англичан; движение транспортов, которые должны были доставлять тяжелую боевую технику и первые грузы для снабжения войск, организовывалось строго по графику; суда должны были выходить из портов погрузки небольшим группами с такой разницей во времени, чтобы высадка десанта произошла везде одновременно.
В соответствии с разработанным графиком еще за несколько дней до 9 апреля - даты операции "Везер-юбунг", которая должна была начаться в 5 часов, - транспортные суда с артиллерией и другими тяжелыми грузами, замаскировавшиеся под торговые суда, вышли из портов, держа курс на Нарвик. За ними, за один или два дня до начала операции и каждый раз с наступлением темноты, была отправлена основная масса транспортов. Таким же образом действовали корабли военно-морского флота, которые имели на борту войска, предназначенные для высадки, и одновременно должны были обеспечить и поддерживать действия десантников.
7 и 8 апреля были днями наивысшего напряжения. Германское командование даже не догадывалось о том, что собирались предпринять англичане 8 апреля в норвежских водах. Когда немецкие транспорты подходили к местам высадки, английский флот стоял в полной боевой готовности.
7 апреля английская подводная лодка сообщила о замеченной ею в проливе Скагеррак немецкой эскадре, в составе которой находился один тяжелый крейсер; эскадра держала курс на мыс Линнеснес на южном побережье Норвегии. Эти корабли, шедшие в Нарвик, которые слишком рано вышли в море. Немедленно была объявлена боевая тревога на всех английских кораблях. В 20.30 флот метрополии (три старых линкора, два крейсера и десять эсминцев) покинул Скапа-Флоу, а несколько позже 2-я эскадра крейсеров вышла из порта Розайт. 1-й эскадре крейсеров было приказано выгрузить уже находившиеся на борту войска и как можно скорее следовать за другими соединениями. Не было никакой возможности получить истинную картину того, что замышляют немцы. Англичане предполагали, что немцы решили принять контрмеры против минирования. В таком случае предстоял бой с немецкими кораблями. Именно по этой причине были выгружены войска. О большем англичане и не думали, хотя уже 3 апреля в Лондон пришло сообщение о том, что наблюдается большое скопление немецких войск в порту Росток, а вскоре после этого из Стокгольма сообщили, что, по сведениям шведского посла в Берлине, в Штеттине и Свинемюнде сосредоточены войсковые транспорты общим тоннажем 200 тыс. т. 8 апреля стало известно о потопленном транспорте. Многим солдатам удалось доплыть до берега. Они были в военной форме и сообщили о том, что направлялись в Норвегию, чтобы помочь норвежцам защищать страну от Англии и Франции. Это сообщение, которое заставило Норвегию объявить мобилизацию, не заставило английское правительство принять меры. Там ждали известий о результатах морских столкновениях и о завтрашнем мероприятии. 8 апреля выдалось облачным. Авианосцев не было. За день удалось получить очень скудные разведданные. Английский эскадренный миноносец, который, сбившись с курса, оторвался от своего соединения, занятого минированием, сообщил в 8 час. о том, что в районе севернее Тронхейма он наткнулся на эсминец противника, а позднее - на превосходящие силы противника; в 9 час.45 мин. связь с кораблем прекратилась. Как выяснилось позднее английский эсминец наткнулся на немецкий тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" и был потоплен. Остальные немецкие транспорты нигде не встречали английских кораблей.
Рано утром 9 апреля германские послы в Норвегии и Дании вручили правительствам этих стран одинаковые ноты, в которых оккупация объяснялась необходимостью защиты этих нейтральных стран от нападения Англии и Франции. Дания подчинились требованию Германии почти без сопротивления. Предназначенные для оккупации силы - одна ландверная и одна полицейская дивизии - перешли границу и быстро достигли линии Фредерисия, Эсбьерг, Миддельфарт, Нюборг на острове Фюн. Воздушно-десантные войска заняли аэродром Ольборг, которые имел важное значение для проведение операции в Норвегии. Корсер на западном побережье Зеландии был оккупирован силами, переброшенными по морю. Таким образом, важнейшие входы в Балтийское море оказались в руках немцев. На железнодорожном пароме из Варнемюнде в Гессер был направлен бронепоезд, которые сразу пошел до Вордингборга. В Копенгаген прибыло три транспорта под охраной нескольких самолетов. Прибывшие на них два батальона быстро разоружили гарнизон столицы.
Сама оккупацию была необходима для ликвидации опасности, грозившей коммуникациям, по которым снабжались бы десанты в Норвегии.
В течение 9 апреля англичане пытались выяснить обстановку. Утром линкор "Ринаун" заметил корабли "Шарнгорст" и "Гней-зенау", но оба сразу скрылись за пеленой снега и тумана. Было практически невозможно выполнить приказ о потоплении кораблей противника. Немецкая авиация атаковала английские корабли - повредила линкор "Родне", два крейсера и потопила один эсминец. Только одной английской подводной лодке удалось потопить немецкий крейсер "Карлсруэ", крейсер "Кенигсберг" был потоплен английской авиацией.
Сильное сопротивление немцы встретили в районе Осло. Когда крейсер "Блюхер" рано утром шел по Осло-Фиорду, он был обстрелян норвежскими береговыми орудиями и затонул. Все солдаты и моряки добирались до берега вплавь. Только с введением в бой самолетов и воздушно-десантных войск к концу дня удалось овладеть береговыми укреплениями. Десант, высаженный на аэродроме Форнебу, захватил Осло.
9 апреля при поддержки 7 крейсеров, 14 эсминцев в Осло, Кристиансанне, Ставангере, Бергене, Тронхейме и Нарвике было высажено около 10000 человек, составлявших первый эшелон трех дивизий. Единственный аэродром на западном побережье - Сола, близ Ставангера - находился в руках немцев.
9 апреля начальникам главных штабов всех видов английских вооруженных сил был отдан приказ - подготовить десантную операцию для захвата у немцев портов Бергена и Тронхейма. Для этой операции англичане хотели выделить одиннадцать батальонов, из которых два должны были отправить еще вечером 9 апреля, остальные - через три-четыре дня. Французское правительство обещало выделить одну дивизию альпийских стрелков, которая будет готова к погрузке через три дня.
Самой желанной целью для высадки англичане считали Нарвик. Немцы там были изолированы. В случае успеха можно было пренебречь нейтралитетом Швеции и достичь железорудных районов Елливара. 10 апреля пять английских эсминца получили приказ войти в фиорд. Там они встретили пять немецких эсминцев, два из которых потопили. Затем показались еще пять немецких эскадренных миноносца. Два английских корабля были потоплены, два сильно повреждены. 12 апреля, с прибывшего авианосца "Фьюриес" стартовали бомбардировщики, но их действия оказались неэффективными. На следующий день девять эскадренных миноносца и линкор "Уорспайте" под прикрытием авиации атаковали уцелевшие немецкие корабли и потопили их. Высадить десант тогда англичане не решились, хотя генерал Дитль высадился с одним полком без тяжелого вооружения и артиллерии - транспорты с техникой были потоплены. Для усиления отряда по воздуху перебросили одну батарею горной артиллерии. Подкреплением служили также команды потопленных эсминцев. В это самое время, когда англичане готовили высадку в Нарвике, Гитлеру сообщили о крупных английских силах, прибывших в Харстад, расположенный перед самым Нарвиком. Немцы еще не знали, что еще одна бригада находиться по пути в Норвегию. Фюрер уже хотел отдать приказ Дитлю об отходе, когда Иодль отговорил его.
Сами англичане тоже не могли прийти к единому мнению. Командующий морскими силами в районе Нарвика лорд Корк пытался убедить командующего сухопутными силами высадить десант, обещая поддержку флота. Генарал указывал на наличие большого количества пулеметов у противника и на распутицу. 20 апреля лорд Корк принял командование над всеми английскими силами. После обследовании места высадки с воздуха адмирал тоже засомневался относительно возможности высадки. Это было на руку немцам, которые продолжали укреплять оборону.
Также медленно проходила подготовка англичанами высадки в Тронхейме, которую наметили на 9 апреля. Но 18 апреля операцию отменили. Решили предпринять наступление с суши с целью окружить Тронхейм с юга и севера. Войска для проведения этого наступления высадились еще 14 апреля в Намсусе, в 160 км севернее Тронхейма, и 13 апреля в районе Ондальснеса, в 250 км к югу от города. 17 апреля английский линкор "Саффолк" пытался вывести из строя аэродром Сола близ Ставангера. На обратном пути его семь часов атаковали немецкие самолеты. С поврежденной кормовой частью "Сааффолк" с трудом добрался до Скапа-Флоу. Силы, предназначенные для окружения Тронхейма почти не имели артиллерии. Ощущалась нехватка прикрытия с воздуха. Попытка устроить взлетную площадку для нескольких истребителей на замерзшем море южнее Ондальснеса провалилась. Наступление с севера затруднялось наличием непроходимого скалистого берега - войска были вынуждены идти обходным путем. Войска, наступавшие из Ондальснеса через Домбоз, должны были учитывать наличие немецких войск в тылу. В это время 196-я немецкая дивизия, усиленная танковыми частями, начала продвижение вдоль шоссейной и железной дорог на Тронхейм. Войска, усиленные позднее горными стрелками, должны были преодолевать непроходимые места и вести бои с норвежскими частями. Но они продвигались достаточно быстро, чтобы создать угрозу англичанам. Последним оставалось только прийти на помощь норвежцам, отступавшим из Домбоса. Высаженная раньше остальных 148-я пехотная бригада без артиллерии была брошена на Лиллехамер. 23 апреля она понесла большие потери и отступила вместе с норвежскими частями на северо-запад. Не зная об этих событиях, союзный верховный военный совет решил высадить еще несколько французских дивизий, одну танковую бригаду и одну английскую территориальную дивизию. Но известия из Домбоса заставили забыть о радужных планах. Английские войска, наступавшие из Намсуса, продвинулись к Тронхейму на 80 км, но были охвачены с фланга немецкими войсками, и были вынуждены повернуть обратно. Прибывший в Намсус французский полк альпийских стрелков, не мог изменить положения. Господство немецкой авиации сделало невозможным поставку в порт новых частей. 28 апреля был отдан приказ об эвакуации, и к вечеру 2 мая войска покинули город. Немецкая авиация потопила один английский и один французский корабль. В ночь на 1 мая английские войска, в том числе жалкие остатки 148-й пехотной бригады, погрузились на суда в Ондальсонесе. В это время было сломлено последнее сопротивление норвежских войск в районе Тронхейма.
Теперь западным державам оставался только Нарвик. В этом районе шансы на успех были лучшими. Английский флот господствовал на море, нужные подкрепления могли быть доставлены в любом количестве. Немцы же могли рассчитывать только на свои силы. Им подкрепления могли доставить только по воздуху и то в малых количествах. Правда, после успеха под Тронхеймом на север направился целый корпус - одна горная и одна пехотная дивизия. Только через несколько недель корпус смог добраться до места, преодолевая сопротивление норвежских частей. К 12 мая силы союзников сильно возросли - теперь они имели одну английскую бригаду, два батальона иностранного легиона, три французских батальона альпийских стрелков и норвежские войска численностью в 3500 человек. Бьерквик, расположенный севернее Нарвика, был взят ударом с суши и десантом с моря. Немцы отошли на восток и отбили попытки англичан высадить десант в районе Нарвика. На следующий день союзники усилили давление севернее фиорда Ромбак. Корабли продвинулись до восточной оконечности фиорда и обстреляли Хуннален.
В это время союзные войска терпели неудачи в Бельгии и Франции. Франция и Англия больше не могли распылять силы, и высший союзный военный совет принял решение сконцентрировать все силы на французском театре военных действий. В Норвегии предполагалось захватить Нарвик и разрушить его. 28 мая город пришлось сдать англичанам, в первые дни июня они еще сильно потеснили немцев у железной дороги восточнее Хуннален. Чтобы помочь своим войскам, германское командование направило к Нарвику свои линкоры "Гнейзенау" и "Шарнгорст". 4 июня корабли покинули Киль и сразу наткнулись на транспорты союзников. 8 июня им удалось потопить крейсер, танке, авианосец "Глориес" и два эсминца. "Шарнгорст" при этом получил серьезные повреждения.
Тем временем сопротивление в Нарвике стало бесполезным. 8 июня была закончена эвакуация порта. 24000 англичан, французов, поляков покинули город на четырех конвоях. Вместе с солдатами на борт английского крейсера в Тромсе поднялся норвежский король и члены его правительства.